TIPS
Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы
1-й абзац. - make an opening statement on the subject of the project workOpening statement (Общая фраза по теме проекта) + While doing a project on…I found some data on this issue. In this essay I am going to comment on several facts of the pole and express my opinion.
2-й абзац -select and report 2−3 main features ( см.самые высокие /низкие показатели)
According to the bar chart/ The provided bar chart shows/It can be seen from a bar chart that the majority of respondent prefer/cited/voted for/chose….( ….%). The results are …% respectively. Another striking feature is that almost half of (youngsters)…..(…%), with only …% of those surveyed.
3-й абзац- make 1−2 comparisons where relevantIt is worth mentioning that../As it is clearly seen from the bar chart,
- the percentage of is almost the same (% and…% respectively)
- Is about twice as popular as…
- …is closely followed by…
- …is 2% lower than…
- ..is in the third place with 19%
- The number of …is slightly lower/higher than the number of…
4- й абзац- outline a problem…… and suggest the way of solving itThe statistics in the table reveal an important problem./ While working on the project I noted the problem which arises with(reading)/ It can be deducted from the data that some problems might occur while( reading). The most obvious problem is that… It may lead to…
The solution is to…/Some of the most efficient solutions are to…/To solve this problem(issue) people should…..
5-й абзац- draw a conclusion giving your personal opinion on…In conclusion/ To conclude/All in all,
it is my strong belief that….as far as I am concerned…./I am thoroughly convinced…/ I believe..
it is important ( crucial, vital, essential, significant) + 2 довода( Firstly, secondly..)
Что нужно помнить при самопроверке эссе:Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 180–275 слов. Высказывание носит продуктивный характер
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание):
Аспект 1. Вступление соответствует предложенной теме проектной работы.
Аспект 2. 2–3 факта из данных в таблице приведены.
Аспект 3. 1–2 существенных сравнения даны и прокомментированы.
Аспект 4. Возможная проблема, связанная с темой проекта, обозначена, и её решение предложено.
Аспект 5. Мнение автора о важности темы проекта в заключении выражено и обосновано
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль
2. Организация:
Логичность, деление на абзацы, использование средств логической связи.
3. ЛЕКСИКА.
4. ГРАММАТИКА..
5. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ.
Подробное изложение содержания критерий оценки по аспектам.Аспект 1: вступление, соответствующее теме проектной работы.
В задании 38 предлагается конкретная коммуникативная ситуация и определённая тема проекта, даются статистические данные, результаты социологического опроса по определённой теме в указанной стране.
Все перечисленные смысловые элементы должны быть упомянуты во вступлении, т.к. во введении ставится задача:
make an opening statement on the subject of the project. Поэтому во вступлении
должна быть указана тема проекта.Важно также
правильно именовать формат статистики, предоставленной в задании: если использует слово table вместо pie chart или наоборот, это является фактической ошибкой. Если же автор пишет the table/ pie chart
below, то это логическая ошибка, потому что в эссе нет таблицы с данными.
Если автор в первом абзаце не указывает, что он нашёл сведения и какие (результаты опроса общественного мнения), а пишет об этом во втором абзаце, то такой ответ принимается, и в первом аспекте не отмечается как неточный, так как необходимые факты указаны в работе. Но лучше следовать предложенному плану.
Ошибки:
– не упоминается опрос общественного мнения как источник статистических данных;
– утверждается, что это автор провёл опрос/собрал сведения;
– пишется, что сам составил таблицу/диаграмму;
– не упоминаются или искажаются детали опроса (страна, аудитория);
– описывается проект как коллективный, пишется «мы», а не «я» (нужно «я», а не «мы»). При наличии в ответе нескольких нарушений из вышеперечисленных данный аспект может считаться нераскрытым.
Аспект 2: привести 2–3 факта из данных в таблице.
Сама идея проектной работы с опорой на статистику предполагает, что экзаменуемый будет приводить конкретные цифры, представленные в таблице/ диаграмме. В инструкции ясно сказано:
числительные надо писать цифрами, а не словами, т.е. требуется использование конкретных цифр.
Однако возможно частично описательное представление результатов опроса, например, «половина», «треть», «почти четверть», если оно не искажает приведённые в статистике данные и является эквивалентом числового представления. Тем не менее,
цифры обязательно должны присутствовать, иначе вся идея использования результатов социологического опроса сводится на нет.
Если автор пишет: «Многие участники выбирают как самый популярный жанр приключения» и приводит цифры в скобках – ответ засчитывается, но , если не даёт цифр (хотя бы и в скобках), раскрывая аспект 2, то аспект считается нераскрытым.
Второй, даже более важный момент –
адекватное описание результатов соцопроса.
Очень важно внимательно прочитать тему проекта. Например, говоря о данных опроса проекта на тему «Почему зетландские подростки предпочитают провести летние каникулы в молодежном лагере», начинать надо с того, что «Отвечая на вопрос о причинах своего выбора вида летнего отдыха / поездки в летний молодежный лагерь, большинство респонденты (55%) главным для себя считают возможность завести новых друзей и т.д.». Ответ типа : «55% опрошенных хотят завести новых друзей, 12% предпочитают посетить новые места, 10% выбирают новое хобби» считается неправильным, потому что это предпочтения , а не причины по формулировке предложения.
Итак, в описании результатов соцопроса необходимо привести 2-3 факта с цифрами с отсылкой к заданному респондентам вопросу, четко и полно сформулировав выбранные респондентами ответы.
Если во вступлении упоминается страна и точно описана аудитория, то в дальнейшем упоминание страны во 2-м и 3-м аспектах
необязательно.
В описании результатов соцопроса допускается формулировка "12% choose …", если круг респондентов уже указывался выше (аудитория опроса). Если такого указания не было, то это логическая ошибка.
В описании возможных ответов в рамках соцопроса (предлагаемые респондентам опции)
допускается указание ответа/опции без кавычек, но рекомендуется в обучении давать указание заключать формулировку ответа/опции в кавычки: Answering the question “Why do you take part in volunteering?” 32% of the respondents choose “to help those in need”, 10% choose “get involved in different events”. Поэтому советую придерживаться рекомендованного варианта, т.е. в кавычках.
И еще,
помнить об определённый артикле в сочетаниях типа “50% of the students
”, поскольку речь идёт о конкретных студентах, которые участвовали в данном социологическом опросе. Отсутствие определённого артикля в данном случае является грамматической ошибкой.
Аспект 3: дать и прокомментировать 1–2 существенных сравнения.
Проводимые сравнения автор должен связать с темой проекта.
Также
важно, чтобы пять фактов из таблицы/диаграммы были правильно распределены между двумя пунктами плана, и чтобы для сравнения были выбраны такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное.
Сравнение обязательно должно быть прокомментировано. Это не может быть минимальный комментарий в форме вводных слов и предложений, показывающий отношение автора: Surprisingly, / Interestingly, / Strange as it may seem etc.. Нужен более пространный комментарий. Этот комментарий может содержать объяснение, почему именно эти факты были выбраны для сравнения, объяснение возможных причин различия/сходства между фактами или вывод, который можно сделать из сравнения.
Если используется менее трёх цифр/фактов, то либо аспект 2, либо аспект 3 является неполным, что, естественно, ведёт к снижению баллов. Если бо́льшая часть данных (три элемента из пяти) использована, то баллы не снижаются: два факта приведены и одно сравнение дано.
И еще, ответы, в которых одна и та же информация повторяется во втором и третьем абзацах,
нежелательны. Такой ответ принимается, если информация дана в разном языковом оформлении или идея дублирована частично. Например, в абзаце 2 говорится о том, что 40% опрошенных назвали книги о приключениях, в то время как книги о спорте предпочитают читать только 20%. В абзаце 3 говорится, что книги о приключениях предпочитают читать вдвое больше подростков, чем книги о спорте.
Рекомендую выбрать для сравнения другие опции.
Аспект 4.Обозначение возможной проблемы, связанной с предложенной в 4 пункте и вариант ее решения. Автор может выявить проблему, скрытую в данных социологического опроса (из цифровых данных видна проблема), или поднять любую другую проблему в исследуемой сфере ( в целом какая проблема в этой сфере). Все темы проектных работ базируются на предметном содержании речи, обозначенном в кодификаторе ЕГЭ. Это темы, обязательные для школьного курса иностранного языка и обсуждаемые во всех действующих УМК. Сложнее найти логическое решение поднятой проблемы.
Рекомендую выбирать проблему, решение которой Вы можете предложить, и оно реалистично. Следует понимать, что если предлагается нереальная или абсурдная проблема, то аспект считается невыполненным. Если проблема реальна (например, болезни глаз, связанные с чтением), но предлагается её абсурдное решение (например, чтобы глаза выздоровели, нужно поспать), то в этом случае аспект считается неточным (±). Если предлагается нереальная или нелогичная проблема, но решение ей соответствует, то аспект является неточным («±» по РКЗ), при этом фиксируется 1 логическая ошибка по критерию «Организация текста», поскольку сама проблема нелогична. Если предлагается нереальная или нелогичная проблема и решение ей не соответствует, то аспект не принимается («–» по РКЗ), но логическая ошибка уже не фиксируется. Если при правильно выбранной теме предлагаемое решение носит неконкретный характер ("Нужно спросить родителей/ друзей" или "школьная администрация/ правительство должны решить эту проблему" и т.д.), в этом случае аспект считается раскрытым неточно при условии реалистичности самой проблемы (+-).
Обратите внимание на точность данных. Если напишете: «Судя по статистике, …», а в статистике такой информации нет, это логическая ошибка. Например, если в ответе на задание 38.1 из демоверсии участник экзамена пишет: «Судя по статистике, чтение плохо влияет на зрение…», то это логическая ошибка, так как такой информации в таблице нет. Следует писать: «Судя по статистике, жанр любовных романов (Romance) непопулярен …», здесь логической ошибки не будет.
Аспект 5. Мнение автора о… Для раскрытия этого аспекта важно точно следовать формулировке, данной в плане ответа. Формулировки могут выделять разные стороны исследуемого явления – с некоторым расширением: например, тема проекта – «Чтение в жизни подростков», а в заключении может стоять «роль чтения в жизни людей». Возможна обратная ситуация, когда тема сужается, и т.п.
В заключении нужно эксплицитно выразить своё мнение, т.е.
употребить формулировку «Я считаю…» / «По моему мнению…» и т.п. Общие фразы типа «Чтение имеет большое значение…» без указания «по моему мнению» / «я считаю» и т.п. не соответствуют плану и коммуникативной задаче.
Кроме того,
необходимо обосновать своё мнение. Фактически от экзаменуемого ожидается выражении собственного мнения и его обоснование. При наличии всех трёх компонентов аспект считается полностью раскрытым, в дополнительной схеме оценивания ставится знак «плюс». Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой ответ является неполным, даже если есть обоснование. Если автор высказывает своё мнение, но не обосновывает его, то ответ также является неполным, и в дополнительной схеме оценивания ставится плюс-минус (±).
Возникает вопрос, считать ли ошибкой, если автор развёрнуто высказывает своё мнение во вступлении, а затем в заключении развёрнуто высказывает своё мнение ещё раз. В этом году такое дублирование идеи принимается, если дано в другом языковом оформлении. Аспект 6. Стилевое оформление
. Требования к стилевому оформлению развёрнутого письменного высказывания остаются прежними –
необходимо соблюдать нейтральный стиль.Выделены четыре типа стилистических ошибок:
1) риторические вопросы;
2) разговорные выражения и конструкции типа Let's… (Let us и Let me – нейтральный стиль);
3) сниженная лексика типа folks (people, …);
4) три варианта стяжённых форм: – типа I’m, he’s; – отрицательные формы типа don’t, aren’t; – формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t (Исключение: needn’t).
Это формы присущие разговорному стилю.
Повторяющиеся ошибки (ошибки одного и того же типа) считаются за одну ошибку, т.е., например, два риторических вопроса – это одна стилистическая ошибка, одно нарушение нейтрального стиля. Несколько стяжённых форм глагола – это тоже одна стилистическая ошибка, одно нарушение нейтрального стиля. В критериях указано допустимое число ошибок на каждый балл оценивания по РКЗ.
И еще очень важно! Оценивания по критерию «Организация текста».
К логическим ошибкам относится неправильное использование местоимений (referencing). Типичная логическая ошибка – употребление ‘he’ в случаях, когда нужно заменить местоимением существительное, например, ‘teenager’/’student. Когда нужно заменить местоимением существительное единственного числа, допускается использование ‘he/she’ или ‘he or she’. Однако в современном английском языке нормой в подобных обобщениях (generalization) стала замена существительного в единственном числе, а также замена местоимений everyone/everybody и т.п. на местоимение they и использование в аналогичных случаях притяжательного местоимения their. Например, “Everybody at school has their holiday in summer” – норма современного английского языка. Возможны и другие случаи ошибок, когда участники экзамена используют местоимения, не соответствующие существительным. Так, например, часто ошибочно заменяют неодушевлённые существительные во множественном числе местоимением ‘it’ вместо ‘they’
Важно! Грамматика1.Необходимо использовать множественное число существительных в случаях, подобных People … from their hobbies (а не People … from their hobby), People … in their lives (а не People … in their life).
2.Следует также обратить внимание на отдельные случаи употребления грамматических форм:
- Учитывая, что у лингвистов нет единого мнения по использованию форм Present Perfect и Past Simple в предложениях с Participle Clause, в ЕГЭ 2024 г. принимаем оба варианта: Doing a project on … I have found …/ Doing a project on … I found … и While doing a project on … I have found … / While doing a project on … I found … . Считаем грамматической ошибкой использование прошедшего времени в сложноподчиненном предложении While I was doing a project on … I found …, т.к. в задании ясно указано настоящее время You are doing a project … .
- Английское слово statistics в значении «статистические данные» требует использования глагола в форме мн. числа (statisitics show).
- Английское слово data может использоваться как с глаголом в форме мн. числа, так и с глаголом в форме ед. числа (data shows/data show).
- Английские слова majority и minority могут использоваться как с глаголом в форме мн. числа, так и с глаголом в форме ед. числа (не считается ошибкой), однако при обучении рекомендуется в конструкции the majority/minority of использовать форму глагола мн. числа как предпочтительную.
- В сочетаниях типа 50% of the respondents необходимо употребление определённого артикля, т.к. имеются в виду участники определенного соц. опроса.
3.Если слово написано правильно, а затем зачёркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот,
принимается последний, не зачёркнутый вариант. Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой.
Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво полностью, то это лексическая ошибка.
Пишите разборчиво!!!!Пунктуация.К пунктуационным ошибкам в выполнении задания 38 относятся отсутствие точки и вопросительного знака в конце предложения, отсутствие запятой после всех типов вводных слов и предложений и в перечислении, нарушения при оформлении прямой речи. Отсутствие точки следует рассматривать как ошибку только при отсутствии заглавной буквы в начале следующего предложения, так как точки не всегда хорошо сканируются.