ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
задание 38

Развёрнутое письменное высказывание на основе таблицы или графика


Прежде чем начать писать эссе, советую ознакомиться с рекомендациями и критериями оценивания, что поможет правильно выполнить задание и получить максимальный балл.

В ЕГЭ 2024 г. в разделе «Письменная речь» умения письменной речи контролируются на основе заданий на создание электронного личного письма (задание 37) и развёрнутого письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы (задание 38). Задание 38 является альтернативным: экзаменуемому предлагаются на выбор две темы, одна из которых базируется на таблице, другая – на диаграмме.


Особенностью оценивания ответов на задания 38 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.

При оценивании ответов на задания раздела «Письменная речь» (38) следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов.

Требуемый объём для развёрнутого письменного высказывания в задании 38 необходимо 200–250 слов.

Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании 38 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании 38 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания 38 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.

При оценивании ответов на задание 38 особое внимание уделяется способности экзаменуемого самостоятельно продуцировать развёрнутое письменное высказывание.

Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение

коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.

Ответы на задание 38 (письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/ диаграммы) оцениваются по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи» (максимально 3 балла), «Организация текста» (максимально 3 балла), «Лексика» (максимально 3 балла), «Грамматика» (максимально 3 балла), «Орфография и пунктуация» (максимально 2 балла). Максимальное число баллов за успешное выполнение задания 38 –14 баллов.
По критерию РКЗ выделяется шесть аспектов: 1) вступление, соответствующее предложенной коммуникативной ситуации и теме проектной работы; 2) описание приведённой в таблице или диаграмме статистики (2–3 факта); 3) сравнение фактов в рамках темы проектной работы и их комментирование; 4) определение проблемы, которая может возникнуть в исследуемой сфере, и предложение пути её решения; 5) заключение, в котором необходимо выразить своё мнение по указанному вопросу связанному с темой проекта, и обосновать его; 6) стиль.

Особенности оценивания ответов на задания 38.
– При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается 0 баллов.
– При оценивании задания 38 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа текстуально совпадает с опубликованным источником (считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе работа оценивается в 0 баллов.
– В инструкции к заданию 38 указаны требования к объёму письменного высказывания: 200–250 слов. Как уже указывалось выше, эти требования не являются чисто формальными и связаны с содержательной стороной ответа. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%.
– Если в задании 38 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.
– Если объём выполненного задания превышает допустимый не более чем на 10%, т.е. не более 275 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов.
– При превышении объёма более чем на 10%, т.е. если в задании 38 более 275 слов, проверяется только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму, т.е. с начала письменного высказывания отсчитываются 250 слов, которые и подлежат проверке.
– При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы; числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово; числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово,50 percent – двумя, 50 per cent – тремя; сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово; сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово; подсчёт слов идёт по факту написания, т.е., например, неверно написанное без дефиса слово well bred составит при подсчёте два слова, а написанное слитно (wellbred) или через дефис (well-bred) – одно слово.

TIPS


Развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы

1-й абзац. - make an opening statement on the subject of the project work
Opening statement (Общая фраза по теме проекта) + While doing a project on…I found some data on this issue. In this essay I am going to comment on several facts of the pole and express my opinion.
2-й абзац -select and report 2−3 main features ( см.самые высокие /низкие показатели)
According to the bar chart/ The provided bar chart shows/It can be seen from a bar chart that the majority of respondent prefer/cited/voted for/chose….( ….%). The results are …% respectively. Another striking feature is that almost half of (youngsters)…..(…%), with only …% of those surveyed.
3-й абзац- make 1−2 comparisons where relevant
It is worth mentioning that../As it is clearly seen from the bar chart,
  • the percentage of is almost the same (% and…% respectively)
  • Is about twice as popular as…
  • …is closely followed by…
  • …is 2% lower than…
  • ..is in the third place with 19%
  • The number of …is slightly lower/higher than the number of…
4- й абзац- outline a problem…… and suggest the way of solving it
The statistics in the table reveal an important problem./ While working on the project I noted the problem which arises with(reading)/ It can be deducted from the data that some problems might occur while( reading). The most obvious problem is that… It may lead to…
The solution is to…/Some of the most efficient solutions are to…/To solve this problem(issue) people should…..
5-й абзац- draw a conclusion giving your personal opinion on…
In conclusion/ To conclude/All in all,
it is my strong belief that….as far as I am concerned…./I am thoroughly convinced…/ I believe..
it is important ( crucial, vital, essential, significant) + 2 довода( Firstly, secondly..)

Что нужно помнить при самопроверке эссе:
Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 180–275 слов. Высказывание носит продуктивный характер
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание):
Аспект 1. Вступление соответствует предложенной теме проектной работы.
Аспект 2. 2–3 факта из данных в таблице приведены.
Аспект 3. 1–2 существенных сравнения даны и прокомментированы.
Аспект 4. Возможная проблема, связанная с темой проекта, обозначена, и её решение предложено.
Аспект 5. Мнение автора о важности темы проекта в заключении выражено и обосновано
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль
2. Организация:
Логичность, деление на абзацы, использование средств логической связи.
3. ЛЕКСИКА.
4. ГРАММАТИКА..
5. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ.

Подробное изложение содержания критерий оценки по аспектам.
Аспект 1: вступление, соответствующее теме проектной работы.
В задании 38 предлагается конкретная коммуникативная ситуация и определённая тема проекта, даются статистические данные, результаты социологического опроса по определённой теме в указанной стране.
Все перечисленные смысловые элементы должны быть упомянуты во вступлении, т.к. во введении ставится задача: make an opening statement on the subject of the project. Поэтому во вступлении должна быть указана тема проекта.

Важно также правильно именовать формат статистики, предоставленной в задании: если использует слово table вместо pie chart или наоборот, это является фактической ошибкой. Если же автор пишет the table/ pie chart below, то это логическая ошибка, потому что в эссе нет таблицы с данными.

Если автор в первом абзаце не указывает, что он нашёл сведения и какие (результаты опроса общественного мнения), а пишет об этом во втором абзаце, то такой ответ принимается, и в первом аспекте не отмечается как неточный, так как необходимые факты указаны в работе. Но лучше следовать предложенному плану.

Ошибки:
– не упоминается опрос общественного мнения как источник статистических данных;
– утверждается, что это автор провёл опрос/собрал сведения;
– пишется, что сам составил таблицу/диаграмму;
– не упоминаются или искажаются детали опроса (страна, аудитория);
– описывается проект как коллективный, пишется «мы», а не «я» (нужно «я», а не «мы»). При наличии в ответе нескольких нарушений из вышеперечисленных данный аспект может считаться нераскрытым.

Аспект 2: привести 2–3 факта из данных в таблице.
Сама идея проектной работы с опорой на статистику предполагает, что экзаменуемый будет приводить конкретные цифры, представленные в таблице/ диаграмме. В инструкции ясно сказано: числительные надо писать цифрами, а не словами, т.е. требуется использование конкретных цифр. Однако возможно частично описательное представление результатов опроса, например, «половина», «треть», «почти четверть», если оно не искажает приведённые в статистике данные и является эквивалентом числового представления. Тем не менее, цифры обязательно должны присутствовать, иначе вся идея использования результатов социологического опроса сводится на нет.
Если автор пишет: «Многие участники выбирают как самый популярный жанр приключения» и приводит цифры в скобках – ответ засчитывается, но , если не даёт цифр (хотя бы и в скобках), раскрывая аспект 2, то аспект считается нераскрытым. Второй, даже более важный момент – адекватное описание результатов соцопроса.
Очень важно внимательно прочитать тему проекта. Например, говоря о данных опроса проекта на тему «Почему зетландские подростки предпочитают провести летние каникулы в молодежном лагере», начинать надо с того, что «Отвечая на вопрос о причинах своего выбора вида летнего отдыха / поездки в летний молодежный лагерь, большинство респонденты (55%) главным для себя считают возможность завести новых друзей и т.д.». Ответ типа : «55% опрошенных хотят завести новых друзей, 12% предпочитают посетить новые места, 10% выбирают новое хобби» считается неправильным, потому что это предпочтения , а не причины по формулировке предложения.
Итак, в описании результатов соцопроса необходимо привести 2-3 факта с цифрами с отсылкой к заданному респондентам вопросу, четко и полно сформулировав выбранные респондентами ответы.

Если во вступлении упоминается страна и точно описана аудитория, то в дальнейшем упоминание страны во 2-м и 3-м аспектах необязательно.
В описании результатов соцопроса допускается формулировка "12% choose …", если круг респондентов уже указывался выше (аудитория опроса). Если такого указания не было, то это логическая ошибка.

В описании возможных ответов в рамках соцопроса (предлагаемые респондентам опции) допускается указание ответа/опции без кавычек, но рекомендуется в обучении давать указание заключать формулировку ответа/опции в кавычки: Answering the question “Why do you take part in volunteering?” 32% of the respondents choose “to help those in need”, 10% choose “get involved in different events”. Поэтому советую придерживаться рекомендованного варианта, т.е. в кавычках.

И еще, помнить об определённый артикле в сочетаниях типа “50% of the students, поскольку речь идёт о конкретных студентах, которые участвовали в данном социологическом опросе. Отсутствие определённого артикля в данном случае является грамматической ошибкой.


Аспект 3: дать и прокомментировать 1–2 существенных сравнения.
Проводимые сравнения автор должен связать с темой проекта.
Также важно, чтобы пять фактов из таблицы/диаграммы были правильно распределены между двумя пунктами плана, и чтобы для сравнения были выбраны такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное. Сравнение обязательно должно быть прокомментировано. Это не может быть минимальный комментарий в форме вводных слов и предложений, показывающий отношение автора: Surprisingly, / Interestingly, / Strange as it may seem etc.. Нужен более пространный комментарий. Этот комментарий может содержать объяснение, почему именно эти факты были выбраны для сравнения, объяснение возможных причин различия/сходства между фактами или вывод, который можно сделать из сравнения.

Если используется менее трёх цифр/фактов, то либо аспект 2, либо аспект 3 является неполным, что, естественно, ведёт к снижению баллов. Если бо́льшая часть данных (три элемента из пяти) использована, то баллы не снижаются: два факта приведены и одно сравнение дано.

И еще, ответы, в которых одна и та же информация повторяется во втором и третьем абзацах, нежелательны. Такой ответ принимается, если информация дана в разном языковом оформлении или идея дублирована частично. Например, в абзаце 2 говорится о том, что 40% опрошенных назвали книги о приключениях, в то время как книги о спорте предпочитают читать только 20%. В абзаце 3 говорится, что книги о приключениях предпочитают читать вдвое больше подростков, чем книги о спорте.
Рекомендую выбрать для сравнения другие опции.

Аспект 4.Обозначение возможной проблемы, связанной с предложенной в 4 пункте и вариант ее решения. Автор может выявить проблему, скрытую в данных социологического опроса (из цифровых данных видна проблема), или поднять любую другую проблему в исследуемой сфере ( в целом какая проблема в этой сфере). Все темы проектных работ базируются на предметном содержании речи, обозначенном в кодификаторе ЕГЭ. Это темы, обязательные для школьного курса иностранного языка и обсуждаемые во всех действующих УМК. Сложнее найти логическое решение поднятой проблемы.
Рекомендую выбирать проблему, решение которой Вы можете предложить, и оно реалистично. Следует понимать, что если предлагается нереальная или абсурдная проблема, то аспект считается невыполненным. Если проблема реальна (например, болезни глаз, связанные с чтением), но предлагается её абсурдное решение (например, чтобы глаза выздоровели, нужно поспать), то в этом случае аспект считается неточным (±). Если предлагается нереальная или нелогичная проблема, но решение ей соответствует, то аспект является неточным («±» по РКЗ), при этом фиксируется 1 логическая ошибка по критерию «Организация текста», поскольку сама проблема нелогична. Если предлагается нереальная или нелогичная проблема и решение ей не соответствует, то аспект не принимается («–» по РКЗ), но логическая ошибка уже не фиксируется. Если при правильно выбранной теме предлагаемое решение носит неконкретный характер ("Нужно спросить родителей/ друзей" или "школьная администрация/ правительство должны решить эту проблему" и т.д.), в этом случае аспект считается раскрытым неточно при условии реалистичности самой проблемы (+-).
Обратите внимание на точность данных. Если напишете: «Судя по статистике, …», а в статистике такой информации нет, это логическая ошибка. Например, если в ответе на задание 38.1 из демоверсии участник экзамена пишет: «Судя по статистике, чтение плохо влияет на зрение…», то это логическая ошибка, так как такой информации в таблице нет. Следует писать: «Судя по статистике, жанр любовных романов (Romance) непопулярен …», здесь логической ошибки не будет.

Аспект 5. Мнение автора о… Для раскрытия этого аспекта важно точно следовать формулировке, данной в плане ответа. Формулировки могут выделять разные стороны исследуемого явления – с некоторым расширением: например, тема проекта – «Чтение в жизни подростков», а в заключении может стоять «роль чтения в жизни людей». Возможна обратная ситуация, когда тема сужается, и т.п.
В заключении нужно эксплицитно выразить своё мнение, т.е. употребить формулировку «Я считаю…» / «По моему мнению…» и т.п. Общие фразы типа «Чтение имеет большое значение…» без указания «по моему мнению» / «я считаю» и т.п. не соответствуют плану и коммуникативной задаче.
Кроме того, необходимо обосновать своё мнение. Фактически от экзаменуемого ожидается выражении собственного мнения и его обоснование. При наличии всех трёх компонентов аспект считается полностью раскрытым, в дополнительной схеме оценивания ставится знак «плюс». Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой ответ является неполным, даже если есть обоснование. Если автор высказывает своё мнение, но не обосновывает его, то ответ также является неполным, и в дополнительной схеме оценивания ставится плюс-минус (±). Возникает вопрос, считать ли ошибкой, если автор развёрнуто высказывает своё мнение во вступлении, а затем в заключении развёрнуто высказывает своё мнение ещё раз. В этом году такое дублирование идеи принимается, если дано в другом языковом оформлении.

Аспект 6. Стилевое оформление. Требования к стилевому оформлению развёрнутого письменного высказывания остаются прежними – необходимо соблюдать нейтральный стиль.
Выделены четыре типа стилистических ошибок:
1) риторические вопросы;
2) разговорные выражения и конструкции типа Let's… (Let us и Let me – нейтральный стиль);
3) сниженная лексика типа folks (people, …);
4) три варианта стяжённых форм: – типа I’m, he’s; – отрицательные формы типа don’t, aren’t; – формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t (Исключение: needn’t).
Это формы присущие разговорному стилю.
Повторяющиеся ошибки (ошибки одного и того же типа) считаются за одну ошибку, т.е., например, два риторических вопроса – это одна стилистическая ошибка, одно нарушение нейтрального стиля. Несколько стяжённых форм глагола – это тоже одна стилистическая ошибка, одно нарушение нейтрального стиля. В критериях указано допустимое число ошибок на каждый балл оценивания по РКЗ.

И еще очень важно! Оценивания по критерию «Организация текста».
К логическим ошибкам относится неправильное использование местоимений (referencing). Типичная логическая ошибка – употребление ‘he’ в случаях, когда нужно заменить местоимением существительное, например, ‘teenager’/’student. Когда нужно заменить местоимением существительное единственного числа, допускается использование ‘he/she’ или ‘he or she’. Однако в современном английском языке нормой в подобных обобщениях (generalization) стала замена существительного в единственном числе, а также замена местоимений everyone/everybody и т.п. на местоимение they и использование в аналогичных случаях притяжательного местоимения their. Например, “Everybody at school has their holiday in summer” – норма современного английского языка. Возможны и другие случаи ошибок, когда участники экзамена используют местоимения, не соответствующие существительным. Так, например, часто ошибочно заменяют неодушевлённые существительные во множественном числе местоимением ‘it’ вместо ‘they’

Важно! Грамматика
1.Необходимо использовать множественное число существительных в случаях, подобных People … from their hobbies (а не People … from their hobby), People … in their lives (а не People … in their life).
2.Следует также обратить внимание на отдельные случаи употребления грамматических форм:
- Учитывая, что у лингвистов нет единого мнения по использованию форм Present Perfect и Past Simple в предложениях с Participle Clause, в ЕГЭ 2024 г. принимаем оба варианта: Doing a project on … I have found …/ Doing a project on … I found … и While doing a project on … I have found … / While doing a project on … I found … . Считаем грамматической ошибкой использование прошедшего времени в сложноподчиненном предложении While I was doing a project on … I found …, т.к. в задании ясно указано настоящее время You are doing a project … .
- Английское слово statistics в значении «статистические данные» требует использования глагола в форме мн. числа (statisitics show).
- Английское слово data может использоваться как с глаголом в форме мн. числа, так и с глаголом в форме ед. числа (data shows/data show).
- Английские слова majority и minority могут использоваться как с глаголом в форме мн. числа, так и с глаголом в форме ед. числа (не считается ошибкой), однако при обучении рекомендуется в конструкции the majority/minority of использовать форму глагола мн. числа как предпочтительную.
- В сочетаниях типа 50% of the respondents необходимо употребление определённого артикля, т.к. имеются в виду участники определенного соц. опроса.
3.Если слово написано правильно, а затем зачёркнуто и дан неправильный вариант либо наоборот, принимается последний, не зачёркнутый вариант.
Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво полностью, то это лексическая ошибка.
Пишите разборчиво!!!!

Пунктуация.
К пунктуационным ошибкам в выполнении задания 38 относятся отсутствие точки и вопросительного знака в конце предложения, отсутствие запятой после всех типов вводных слов и предложений и в перечислении, нарушения при оформлении прямой речи. Отсутствие точки следует рассматривать как ошибку только при отсутствии заглавной буквы в начале следующего предложения, так как точки не всегда хорошо сканируются.

Задания 38 из КИМ ЕГЭ 2023-2024 г.г. (письменная часть) c примерами


Выберите только ОДНО из двух предложенных заданий (38.1 или 38.2), укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 и выполните согласно данному плану. В ответе на задание 38 числительные пишите цифрами.
Вариант 1 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on what book genres are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).Comment on the data in the table and give your personal opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2—3 facts;
— make 1—2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with reading and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of reading for teenagers.
Вариант 1 Task 38.2.
Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the diagram below).Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on the subject of the project.
Write 200—250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face using smartphones and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of smartphones in our life.
Вариант 2 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on hanging out teenagers with friends in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
− make an opening statement on the subject of the project;
− select and report 2–3 facts;
− make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
− outline a problem that can arise with hanging out with friends and suggest a way of solving it;
− conclude by giving and explaining your opinion on the importance of visiting some places with friends.
Вариант 2 Task 38.2 Imagine that you are doing a project on what the main sources of information on the Internet for teens are in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
− make an opening statement on the subject of the project;
− select and report 2–3 facts;
− make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
− outline a problem that can arise with sources of information and suggest a way of solving it;
− conclude by giving and explaining your opinion on the importance of sources of information for teenagers.
Вариант 3 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on what household chores young people in Zetland mostly do at home. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the pie chart and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise with household chores and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on doing household chores.
Вариант 3 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on what makes online education popular in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the diagram below) . Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
− make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise with using online education and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the quality of online education.
Вариант 4 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on why some Zetlanders refuse to do sports regularly. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise if a person does not do sports regularly and suggest a way of solving it; – conclude by giving and explaining your opinion on how to motivate people to do sports.
Вариант 4 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on how Zetlanders choose a place for their holidays. You have found some data on the subject – the results оf the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that one can face when choosing a place for one’s holidays and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on how to choose a place for your holidays.
Вариант 5 Task 38.2
Imagine that you arе doing a projеct on what pieces of classical music people in Zetland can recognize when they hear them. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with classical music and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of classical music in our life.
Вариант 5 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on what social networks are used by teenagers in Zetland for communication. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise with social media and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of social media for modern teenagers.
Вариант 6 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on how teenagers in Zetland spend their free time. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
—outline a problem that can arise with spending free time and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the best way of spending free time.
Вариант 6 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on what teenagers in Zetland use social networks for. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face using social networks and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of social networks in our life.
Вариант 7 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on the most popular ways of learning a foreign language in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the pie chart below) . Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise with learning a foreign language and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the importance of speaking a foreign language.
Вариант 7 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on what modern teenagers dream about. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the pie chart below) . Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
– outline a problem that can arise with realising one's dreams and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the dreams of modern teenagers.
Вариант 8 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on how teenagers in Zetland keep healthy. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face when trying to keep healthy and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of keeping healthy.
Вариант 8 Task 38.2
Imagine that you arе doing a projеct on the foreign languages teenagers in Zetland study. You havе found somе data on thе subjеct — thе rеsults of thе opinion polls (sее thе piе chart bеlow). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
— makе an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face studying foreign languages and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of studying foreign languages.


Вариант 9 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the diagram below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with using smartphones and suggest a way of solving it;
– conclude by giving your opinion on the role of smartphones in our life.


Вариант 9 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on doing a project on why young people in Zetland do extreme sports. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the diagram below).Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with the reasons why young people do extreme sports and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the role of extreme sports in the life of young people.

Вариант 10 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on doing a project on what problems large cities in Zetland face. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with life in large cities for teenagers and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on why young people prefer to live in large cities.



Вариант 10 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on doing a project on what factors influence the choice of a future career in Zetland. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the diagram below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with choosing a future career and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on how to make a decision about your career.




Вариант 11 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on doing a project on what young people in Zetland expect from university education. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with meeting your expectations when having entered a university and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the necessity of university education for young people.
Вариант 11 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on doing a project on the main factors affecting the choice of travelling destinations in Zetland. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with choosing a travelling destination and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the most important factors affecting the choice of a travelling destination for young people.
Вариант 12 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on doing a project on leisure activities most popular with senior citizens in Zetland. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise due to the leisure activities preferred by senior citizens and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the role of leisure activities in life of senior citizens.

Вариант 12 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on doing a project on the most important occasions for buying gifts in Zetland. You have found some data on the subject – the result of the opinion polls (see the pie chart below). Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with choosing a present and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the reasons why people buy gifts.
Вариант 13 Task 38.1
Imagine that you are doing a project on what photos teenagers in Zetland post on the Internet most often. You have found some data on the subject – the results оf the opinion polls (see the pie chart below) . Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with photography as a hobby and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the importance of good quality photos posted by teenagers on the Internet.
Вариант 13 Task 38.2
Imagine that you are doing a project on the major reasons for negative lifestyle choices students have in Zetland. You have found some data on the subject – the results оf the opinion polls (see the bar chart below) . Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Tilda Publishing
Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project;
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with leading an unhealthy lifestyle and suggest a way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the role of lifestyle habits in students' lives.
Made on
Tilda